Образовательные стандарты

 

Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255."О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования".

 

1. Введение Федеральных государственных стандартов

 

С 1 сентября 2011 года все школы страны перешли на новые образовательные стандарты (ФГОС).

Что же такое ФГОС, чем отличаются новые стандарты от тех, что были, и зачем нужны вообще какие-то изменения?

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, определяющие требования к результату образования, к условиям образования, к образовательным программам.

В стандартах предыдущего поколения основной упор делался на «багаж» знаний, которым должен овладеть ученик по завершении обучения, чем шире багаж, тем лучше. Но жизненные реалии показали, что это не совсем так. Многие из выпускников по окончании школы сталкивались с трудностями в адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует и как делать, т.е. одного «багажа» знаний недостаточно, выпускник школы должен уметь самостоятельно решать свои проблемы, самостоятельно устраивать свою жизнь.

В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия (УУД) – умения учиться самостоятельно.

Цитата из стандартов: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут также первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты и создавать свои собственные, овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме. Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

 

2. Модель организации образовательного процесса

 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) образовательный процесс осуществляется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Организационной основой урочной деятельности является учебный план начального общего образования, в котором отражаются нормативные требования ФГОС к общему объему нагрузки и максимальному объему аудиторной нагрузки обучающихся, к составу и структуре обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Обязательная часть учебного плана ОО: шесть предметных областей представлены обязательными учебными предметами. Структура предметных областей:

а) филология: русский язык, литературное чтение, иностранный язык;

б) математика;

в) обществознание и естествознание: окружающий мир;

г) искусство: изобразительное искусство, музыка;

д) технология;

е) физическая культура.

 

3. Внеурочная деятельность

 

Внеурочная деятельность организуется в соответствии с методическими рекомендациями[1] Министерства образования и науки Российской Федерации и с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, и осуществляемая в формах, отличных от урочной.

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является план, определяющий состав и структуру направлений, объем внеурочной деятельности обучающихся, формы ее организации. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов в неделю внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через пять основных направлений развития личности (духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное), реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, соревнования, конкурсы, проектная деятельность, общественно полезные практики, детские объединения, психологические тренинги и т. д. Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»